Управление образования и молодежной политики администрации г.Рязани
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Образование

Реализуемые уровни образования: подвид - дополнительное образование детей и взрослых.

Форма обучения - очная.

Нормативные сроки обучения - согласно реализуемым дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы - аккредитация отсутствует. 

Образовательная программа МБУДО "Рязанская городская станция юных натуралистов" на 2016-2017 учебный год

Дополнительные образовательные программы:

"Природа и фантазия"

Направленность программы - эколого-биологическая.

Возраст учащихся – 5-7 лет.

Срок реализации программы – 2 года, по 144 часа каждый.

Занятия объединения проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут, перерыв 15 минут, потом еще 30 минут.

Учебная группа - 12 -15 человек.

Занятия  направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а так же на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Цель:

Формирование у детей познавательного интереса к миру природы, воспитание экологической культуры.

Задачи:

обучающие: познакомить детей с живой и неживой природой; научить простейшим приемам ухода за животными и растениями;

развивающие: развивать познавательную активность; развивать познавательные интересы, творческие способности.

воспитательные: воспитать элементы экологического сознания и гуманное отношение к окружающей среде.

Формы работы:

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы);

- групповые (беседа, экскурсия,  выставки, экологические праздники и акции, конкурсы).

Методы:

- словесные (рассказ, беседа, диалог);

- наглядные (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций);

- практические (различные практические работы и задания, экскурсии).

Краткое содержание программы

Знакомство с временами года, животным  растительным, водным миром,  миром насекомых, домашними питомцами, охрана природы. Темы занятий выстроены в соответствии  с  сезонными  изменениями в неживой и живой природе. Дети знакомятся с растениями и животными нашей области, пытаются понять взаимоотношения живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Вместе с педагогом учащиеся  рассматривают взаимоотношения общества и природы, принимают посильное участие в природоохранных действиях. Программа учитывает возрастные особенности детей и включает в себя игровые моменты, практические занятия, экскурсии и тематические прогулки. Она построена с учетом естественного интереса детей к объектам окружающей среды, в том числе и к себе самим, как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается широкое применение жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных.

Методическое обеспечение: методические разработки занятий, экскурсий, игр, мнемотаблицы, видеофильмы,  иллюстрации, раздаточный материал; гербарии и пр.

"Юный эколог"

Направленность программы  - эколого-биологическая.

Возраст учащихся – 8-10 лет.

Срок обучения - 2 года  по 144 часа каждый.

Учебная группа состоит из 12-15 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа каждое.

Цель:

Создание условий для раскрытия и реализации способностей и возможностей детей в процессе познания окружающего мира.

Задачи:

обучающие: расширять  экологические знания и знания о природе, полученные в учреждении дошкольного образования и дома; формировать экологический взгляд на мир, целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, как частью природы;

развивающие: развивать коммуникативные качества ребенка, внимание, наблюдательность, чувство бережливости по отношению к родной природе и ее компонентам,  творческие способности детей;

воспитательные: воспитывать экологическую культуру.

Формы  работы:

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

- групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).

Методы:

- словесный – рассказ, беседа, диалог, экологические рассказы и экологические сказки;                                

- наглядный  -  демонстрация, иллюстрация, использование технических средств, информационных ресурсов;  

- практический –  проведение экскурсий, выполнение творческих работ.                                        

Краткое содержание программы

Ознакомление учащихся   с различными областями знаний,  помогающими ввести детей в мир сложных взаимоотношений живой и неживой природы, человека и окружающей среды. Природа – живая и неживая. Растения – гениальные инженеры природы. Что такое  экосистема? Пищевые цепочки.  Экология – это все. Бионика. Сезонные изменения в природе. Что мы знаем о человеке?  Если хочешь быть здоровым. Природа моей страны. Охраняемые природные территории России.  

"Юные друзья природы"

Направленность программы - эколого-биологическая.

Возраст учащихся – 7-10 лет.

Срок обучения - 2 года  по 144 часа каждый.

Учебная группа состоит из 12-15 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа каждое.

Цель:

Формирование у детей экологической культуры, привитие  любви к природе и бережного к ней отношения.

Задачи:

образовательные: сформировать у учащихся осознанно-правильное отношение к природе; обучить приемам практического взаимодействия с природой;

развивающие: расширять  кругозор; развивать различные форм устной и письменной речи: диалог, описание, рассказ; развивать память, логическое мышление, волевые качества ребенка;

развивать умения самостоятельно работать с художественной литературой, дидактическим материалом, иллюстрациями, проводить простейшие опыты;

воспитательные: воспитывать в атмосфере доверия и сотрудничества для раскрытия творческого потенциала ребенка; воспитывать умение видеть и беречь красоту природы.

Формы работы:

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

- групповые (беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).

Методы

- словесные (рассказ, беседа, диалог),

- наглядные (демонстрация наглядных пособий);

- практические (подготовка и участие в выставках и смотрах, в играх и спектаклях; экскурсии в музеи, зоопарки, на выставки; посещение библиотеки и самостоятельный поиск необходимых теоретических материалов; изготовление различных поделок).

Краткое содержание программы

Осень в природе. Наши зеленые друзья – растения. Зима в природе. Охрана и привлечение зимующих птиц. Обитатели водной среды – рыбы. Весна в природе.  Наши друзья – животные. Экологические связи в природе. Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Домашние питомцы.

"Растениеводство"

Направленность программы – эколого-биологическая.

Программа состоит из трех блоков: цветоводство, овощеводство и садоводство.

Возраст учащихся – 11-13 лет.

Срок реализации программы – 3 года, по 144 часа каждый.

Учебная группа состоит из 12-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю  продолжительностью 2 часа, но каждый ее блок может выступать как самостоятельный, тогда обучение сокращается до одного года.

Цель:

Формирование у воспитанников интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; углубление  знаний по биологии, экологии; обучение практическим умениям и навыкам по изучению и выращиванию различных культур; получение начальных профессиональных навыков по растениеводству.

Задачи:

обучающие: углубить знания по ботанике в соответствии с возрастом и способностями воспитанников;  развивать навыки исследовательской работы, как в природе, так и в лаборатории;

развивающие: развивать интерес к изучению природы родного края, навыки исследовательской работы, как в природе, так и в лаборатории;  коммуникативные способности каждого ребенка;

воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природным богатствам, чувство ответственности, дисциплины;

Формы работы:

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

- групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).

Методы: наглядный, словесный,  поисково-исследовательский, метод самостоятельной деятельности, практическая природоохранная работа, контрольно-диагностические, коммуникативно-развивающие,  интерактивные.

Краткое содержание программы

Цветочно-декоративные растения. Однолетние цветочно-декоративные растения. Комнатные растения.  Декоративные деревья и кустарники. Подготовка и проведение опытнической работы. Выращивание рассады однолетников. Многолетние цветочно-декоративные растения.  Высадка рассады.   Размножение декоративных деревьев и кустарников. Осенние работы на участке овощных культур. Питание растений. Удобрения. Агротехника овощных культур. Опытническая работа. Закрытый и защищенный грунт. Посев и посадка сельскохозяйственных культур. Ягодные культуры, их биологические особенности. Плодородные почвы – основа высокого урожая ягодных культур. Вредители и болезни ягодных культур. Подготовка и проведение опытнической работы. Размножение ягодных кустарников. Плодовые культуры, их биологические особенности. И.В. Мичурин – великий преобразователь природы. Формирование кроны и обрезка плодового дерева. Удобрения. Питание растений из почвы. Прививка плодовых растений.  Весенние работы в саду.

"Я познаю мир"

Направленность программы – эколого-биологическая.

Возраст учащихся - 7-9 лет;

Срок реализации -  2 года, по 144 часа каждый;

Учебная группа состоит из 12-15 человек.

Занятия объединения проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа каждое.                  

Цель:

Создание условий для раскрытия и реализации способностей и возможностей детей в процессе изучения окружающего мира.

Задачи:

образовательные: формировать у учащихся начальное представление о природе, о взаимосвязях живых организмов и среды; формировать навыки ухода за домашними животными и обитателями уголка живой природы ними; научить  детей элементарным трудовым и иным практическим знаниям и умениям;

развивающие: способствовать развитию любознательности, стремлению к  познанию; развивать потребность в творческом самовыражении, развивать логическое мышление, память, интеллект детей.

воспитательные: воспитывать доброе и бережное отношение к природе в целом,  воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным и окружающим растениям; формировать  умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Формы работы:

- индивидуальные,

-  групповые (беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).

Методы:

- словесный (рассказ, беседа, дискуссия);

- наглядный (демонстрация, иллюстрация);

- практический (практические работы, постановка опытов, творческие задания), экскурсия.

Краткое содержание программы

Планета Земля.  Книга природы.  Домашние животные города и села. Комнатное цветоводство. Околодомные растения. Животный мир сада и огорода. Про зеленые леса и лесные чудеса. От ручья до океана. Паутина жизни. Мир в опасности. 

"Юный зоолог"

Направленность  программы – эколого-биологическая.

Возраст  учащихся -  9-11 лет,

Срок реализации  - 2 года, по 144 часа каждый.

Учебная группа состоит из 12-15 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа каждое.

Цель:

Формирование у школьников целостного представления о природе во всём ее  многообразии, воспитание гуманной и социально активной личности, способной к экологическому мышлению, бережно относящейся к богатствам природы.

Задачи:

обучающие: ознакомить детей с разнообразием представителей животного мира, различными группами животных, с местами их обитания, особенностями  поведения;
 обеспечить формирование базовых умений и навыков по уходу за животными; 

воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к живым существам; формировать культуру поведения, умение и желание сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь;

развивающие: способствовать развитию наблюдательности, развивать память и логическое мышление, творческое воображение; способствовать формированию познавательного интереса к миру животных, расширению познаний учащихся в сфере живой природы

Формы работы: индивидуальные; групповые

Методы:

- словесный (рассказ, беседа, диалог);

- наглядный (демонстрация, иллюстрация, использование технических средств);

- практический (опытническая работа, экскурсии).

Краткое содержание программы

 Сезонные изменения в природе. Знакомство с животным и растительным миром.  Связь животных со средой обитания.  Охрана природы. Знакомство с обитателями  живого уголка, их биологическими особенностями. Правила ухода и кормления обитателей живого уголка. Значение птиц в природе, сельском и лесном хозяйстве. Подкормка зимующих  птиц.   Осенние и весенние работы на учебно-опытном участке. Особенности ухода за овощными, цветочными и плодово-ягодными растениями.

"Исследователь"

Направленность программы - эколого-биологическая.

Возраст учащихся  – 13-15 лет.

Срок обучения - 3 года  по 144 часа каждый.

Учебная группа состоит из 12-15 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа каждое.

Цель:

Создание условий для формирования у детей экологического мировоззрения на основе изучения человека и окружающей его среды в процессе исследовательской деятельности.

Задачи программы:

обучающие: расширить кругозор по естествознанию; ознакомить учащихся с методами исследования;

развивающие: развивать способности аналитически мыслить: сравнивать, классифицировать обобщать собранный материал; коммуникативные компетентности учащихся; создать условия для развития творческих способностей,

воспитательные: воспитывать самостоятельность в мышлении и действиях; воспитывать бережное отношение к природе.

Методы:   

- наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);

- игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд),

- метод поисково-исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов),

- метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.),

- практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);

- словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;

- контрольно-диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков

- коммуникативно – развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках;

- интерактивные методы, обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).  

Краткое содержание программы

Удивительный мир растений. Почва и почвенное плодородие. Размножение растений. Подготовка семян к посеву. Закладка опытов. Знакомство с методикой проведения опытнической работы.  Знакомство с простейшими методами определения загрязнения воды. Знакомство с методикой определения загрязнения водоемов методом биоиндикации. Здоровый образ жизни. Проведение соцопросов и тестирования в школе по тематике «Здоровый образ жизни». 

"Юный биолог"

Направленность программы – эколого-биологическая.

Возраст учащихся – 15-17 лет.

Срок реализации – 2 года по 144 часа каждый.

Учебная группа состоит из 12-15 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа каждое.

Цель:

Выявление склонности и способности учащихся к  осуществлению различных видов  и форм исследовательской работы, оказание помощи в их социальном и профессиональном самоопределении, формирование  экологической культуры

Задачи:

обучающие: обучать восприятию окружающей среды как живого, целостного организма;

развивающие: развивать  нестандартное мышление, навыки экспериментальной работы;

воспитательные: формировать навыки  общения, сотрудничества, сотворчества,  положительную мотивацию на решение экологических проблем, прививать  любовь к природе.

Формы работы:

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

- групповые (занятие, беседа, научная конференция, научная дискуссия, научные дебаты, экскурсии).

Методы:

- словесный – рассказ, беседа, диалог.

- наглядный – демонстрация наглядных пособий, иллюстраций

- практический – различные экскурсии, практические работы, самостоятельное изготовление наглядных пособий.

Краткое содержание программы   

Эволюционное учение. Микроэволюция. Основы экологии. Основы учения о биосфере. Основы цитологии. Строение и функции белков. Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты.  Энергетический обмен в клетке и его сущность. Пластический обмен и фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Генетический код. Размножение и индивидуальное развитие организма. Возникновение жизни на земле. Подцарство: высшие растения. Растения – живой организм.   Развитие растительного мира.  Деление цветковых растений на группы. Прокариоты. Эукариоты. Предмет, задачи и основы генетики. Основы селекции.

"Юный натуралист"

Направленность программы - эколого-биологическая.

Возраст учащихся – 7-9 лет.

Срок обучения - 2 года  по 144 часа каждый.

Учебная группа состоит из 12-15 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа каждое.

Цель:

Формирование у детей познавательного интереса к миру природы, воспитание элементов экологического сознания, привитие любви и бережного отношения к природе, формирование навыков изучения, исследования и сохранения природы.

Задачи:

обучающие: обучить детей восприятию окружающей среды, как живого, целостного организма; сформировать навыки экспериментальной работы;

развивающие: развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности;  развивать навыки общения в коллективе и с коллективом;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным и растениям; доброжелательность, чувство взаимопомощи. формировать высокие этические нормы в отношениях между  человеком и природой.

Формы работы:

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

- групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы).

Методы работы:

- словесные (рассказ, беседа, диалог); 

- наглядные (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, технических средств);

- практические (различные практические работы и задания, выполняемые чаще всего звеньями; экскурсии)

Краткое содержание программы

Сезонность в природе. Среда обитания: лес, луг, водоемы. Охрана природы. Программа включает проведение  различных фенологических наблюдений  за жизнью и развитием животных и растений. В процессе занятий большое внимание уделяется практической работе по выращиванию растений, содержанию животных, проведению опытов, изготовлению поделок из природного материала, что позволяет  выявлять и развивать способности и склонности детей к различным видам опытнической работы и творческой деятельности. Работая в группах, дети получают навыки коммуникации, которые помогут им в дальнейшей жизни.

"Экскурсии в природу"

Направленность программы – эколого-биологическая.

Возраст учащихся – 5-17 лет.

Срок реализации – 1 год.

Учебная группа  –  до 15 человек. Занятия осуществляются по группам по одному академическому часу (для детей от 5 до 7 лет – 30 минут; для учащихся от 7 до 17 лет – 45 минут)

Цель:

Расширение у детей и подростков знаний и представлений об объектах живой природы в условиях непосредственного с ними взаимодействия

Задачи:

обучающие: расширять знания экскурсантов о многообразии живых организмов, особенностях внешнего строения, физиологических функций, поведенческих реакций, их взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой; знакомить экскурсантов с конкретными представителями животного и растительного мира МБУДО «РГСЮН», с их биологическими особенностями, правилами безопасного обращения с ними;

развивающие: формировать умения, связанные с уходом за живущими рядом с человеком животными и растениями; развивать навыки по уходу за конкретными представителями уголка живой природы; формировать потребность заботиться о представителях флоры и фауны; развивать интерес к познанию природных взаимосвязей и явлений; развивать навыки правильного поведения в окружающей природной среде, прививать навыки наблюдения, постановки опытов, анализа полученных данных;

воспитательные: воспитывать добросовестное и ответственное отношение к животным и растениям.

Формы работы:

- индивидуальные

- групповые

Методы:

- словесный – рассказ, беседа, диалог.

- наглядный – демонстрация экспонатов

Краткое содержание программы   

Наши зеленые друзья. Питомцы живого уголка и их роль в жизни человека. Учебно-опытный участок станции.

Направленность программ - эколого-биологическая.

Название программы

Вид программы

Срок реализации

Возраст учащихся

1.

«Природа и фантазия»

Модифицированная

2 года

Дошкольный

2.

«Юный эколог»

Модифицированная

2 года

Младший  школьный

3.

«Юные друзья природы»

Модифицированная

2 года

Младший школьный

4.

«Я познаю мир»

Модифицированная

2 года

Младший школьный

5. "Юный натуралист" Модифицированная 2 года Младший школьный
6. "Юный зоолог" Модифицированная 2 года Младший, средний школьный
7.

«Растениеводство»

Модифицированная

3 года

Средний школьный

8.

«Исследователь»

Модифицированная

3 года

Средний, старший школьный

9.

«Юный биолог»

Модифицированная

2 года

Средний, старший школьный

10.

"Экскурсии в природу"

Модифицированная

1 год

Разновозрастная

Годовой календарный учебный график

Учебный план

МБУДО «Рязанская городская станция юных натуралистов»

на 2016 - 2017 учебный год 

 

Направленность/

образовательная программа

 

Предмет/

дисциплина

 

 Ф.И.О. педагога

Год 

обучения

Количество групп

Количество обучающихся

Количество часов

в неделю на одну группу

всего

в год  на одну группу

всего

в неделю

Естественнонаучная

«Я познаю мир»

биология

Беляева И.В.

Щацкая Н.В.

1

2

2

3

1

1

45

15

15

4

4

4

144

144

144

12

4

4

Волкова Т.В.

1

3

47

4

144

12

«Юный натуралист»

биология

Ильичёв Л.Ф.

1

2

34

4

144

8

Свердлова Е.Е.

2

4

57

4

144

16

Беляева И.В.

Голованова Т.В.

1

1

2

1

32

16

4

4

144

144

8

4

«Природа и фантазия»

биология

Глезман Е.Н.

2

1

17

4

144

4

Побежимова Л.В.

1

2

1

1

16

15

4

4

144

144

4

4

«Юные друзья природы»

биология

Голованова Т.В.

1

4

60

4

144

16

«Юный эколог»

биология

Побежимова Л.В.

1

2

1

1

15

15

4

144

144

4

4

Шацкая Н.В.

1

2

2

2

30

30

4

4

144

144

8

8

Титов А.А.

1

3

50

4

144

12

«Растениеводство»

биология

Беляева И.В.

1

1

15

4

144

4

Ермакова Н.И.

1

1

15

4

144

4

Побежимова Л.В.

2

1

15

4

144

4

Волкова Т.В.

1

1

15

4

144

4

Ефимкина С.Н.

1

1

15

4

144

4

«Исследователь»

биология

Ермакова Н.И.

2

1

15

4

144

4

Ефимкина С.Н.

2

1

15

4

144

4

Титов А.А.

1

2

27

4

144

8

Ильичёв Л.Ф.

1

1

16

4

144

4

«Юный биолог»

биология

Ильичёв Л.Ф.

1

3

45

4

144

12

«Юный зоолог»

биология

Волкова Т.В.

1

2

29

4

144

8

Свердлова Е.Е.

2

1

15

4

144

4

Шацкая Н.В.

1

1

19

4

144

4

Глезман Е.Н.

1

1

12

4

144

4

Учебный план на 2016-2017 учебный год

Расписание занятий на 2016-2017 учебный год

Численность обучающихся за счет бюджета - 816 человек. 

Численность обучающихся по договорам - нет.

Язык обучения - русский.

Методические документы, разработанные педагогами МБУДО "РГСЮН":

Методика решения задач по генетике (педагог дополнительного образования Ильичёв Л.Ф.)

Методическая разработка занятия "Животные - помощники человека" Побежимовой Л.В.

Методическая разработка занятия "Прозрачный невидимка - воздух" Беляевой И.В.

Методическая разработка занятия "Подружись с природой" (педагог дополнительного образования Осипова О.А.)

Методическая разработка на тему "Осень золотая" Волковой Т.В.

Методическая разработка занятия "Уголок живой природы и его обитатели" Беляевой И.В.

2017 - год экологии в России!

Рады Вас приветствовать!

г.Рязань, ул. Свободы д. 2-б,
тел: (4912)27-58-72
Создание сайта -
дизайн-группа “Галактика”