Управление образования и молодежной политики администрации г.Рязани
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Методическая копилка

Разнообразие цветочных растений. Основные правила подбора растений в цветниках.

Методика проведения экскурсий

Методические рекомендации по учебно-опытным участкам

Исследовательская деятельность обучающихся

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей 

Экологический КВН

Методическая разработка на тему "Лес" Побежимовой Л.В.

Пример экологического учебного проекта "Водный голод планеты"

Игровые технологии в деятельности детских объединений

Обустройство цветника

Это интересно

Знаете ли ВЫ...

чем кормить птиц зимой?

кто такие кореллы?

 

кто такие зебровые амадины?

                     

 

как вырастить пахистахис дома?

 

                                                        

 

 

что за животные вислоухие кролики?

 

 

 

 интересные факты о красноухих черепахах 

 

 

как содержать шпорцевых лягушек в аквариуме? 

Интересные факты о животных

1. Хорьки спят до 20 часов в сутки.

2. Французы называют голубя “летучей крысой”.

3. У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.

4. У рыбы сарган зеленые кости.

5. У осьминога прямоугольный зрачок.

6. У жирафов абсолютно черный язык, длина которого может доходить до 45 см.

7. Температура крови у рыб Антарктиды может достигать -1,7 градусов Цельсия.

8. Сердце кита бьется только 9 раз в минуту.

9. Самый длинный из зарегистрированных полетов курицы длился 13 секунд.

10. На Фолклендских островах на каждого жителя (2 тысячи человек) приходится по 350 овец (700 тысяч), а в Новой
Зеландии — по 20 овец.

11. Кошачьи челюсти не могут двигаться в стороны.

12. Когда в 1850 году из Европы в Америку привезли первую партию воробьев, американцы так обрадовались, что
закормили их всех до смерти.

13. Игуана может находиться под водой до 28 минут.

14. Зебра — белая с черными полосами, а не наоборот.

15. В древнем Египте главными вредителями полей считались не жуки и даже не саранча, а гиппопотамы.

16. Самка броненосца обладает уникальной способностью. При стрессовых ситуациях она может задерживать роды на срок
до двух лет.

17. Нападая на свою жертву, акулы закрывают глаза, чтобы бьющаяся добыча их не поранила.

18. Самцы обезьяны лысеют точно так же, как и мужчины.

19. Разновидность морской звезды, называемая Lunckia columbiae может полностью воспроизвести свое тело из частицы
длиной в 1 сантиметр.

20. Из-за механизма, отражающего свет назад к сетчатке, ночное зрение тигров в шесть раз лучше, чем у людей.

21. Змеи могут спать 3 года подряд, ничего не принимая в пищу.

22. Блоха может прыгать на 33 см за один прыжок. Если бы люди имели такую же прыгучесть, человек мог бы совершать
прыжки на 213 метров!

23. Зоопаpк в Токио каждый год закpывается на 2 месяца, чтобы звеpи могли отдохнyть от посетителей.

24. Hесмотpя на гоpб, позвоночник y веpблюда пpямой.

25. Моpская звезда может вывеpнyть свой желyдок наизнанкy.

26. Животное, котоpое дольше всех может не пить — кpыса.

27. Оpангyтанги пpедyпpеждают об агpессии гpомкой отpыжкой.

28. Пpи недостатке еды ленточный чеpвь может съесть до 95 пpоцентов веса своего тела – и ничего!

29. Колибpи не могyт ходить.

30. У мотылька нет желyдка.

31. Летyчая мышь — единственное млекопитающее, котоpое может летать.

32. Кpокодилы глотают камни, чтобы глyбже ныpнyть.

Необычные факты о растениях

Самый популярный фрукт в мире — манго, но самый «наиболее выращиваемый» — виноград, бананы, яблоки и кокосовые орехи.

В 2001 году только в Великобритании зафиксировано более 300 несчастных случаев из-за падения на банановой кожуре.

Кофейное дерево дает около полукилограмма кофе в год.

Больше всего груш и сладкого картофеля выращивается в Китае.

Компания в Ланкашире, Англия, выращивает самый высокий помидорный куст — более 20 метров высотой.

Национальный символ Уэльса — лук порей.

Самое маленькое дерево — карликовая ива, растущая в арктической тундре. В высоту она едва достигает 5 сантиметров.

Самое насыщенное паразитами дерево в джунглях — какао, являющееся источником главного из компонентов шоколада.

Какао-деревья растут только в тропиках, на широте +-20 градусов от экватора.

Всего 2 процента территории Антарктики не покрыты льдом, поэтому в борьбе за место под солнцем побеждают самые живучие — лишайники, мхи и грибки.

За время, пока вы дочитали этот список, влажные тропические леса потеряли в площади около 50 футбольных полей.

Если вы собрались завести животное

Если вы собрались завести животное

Содержание птиц и мелких млекопитающих - одно из великого множества увлечений людей, желающих приобщиться к миру живой природы.

Почему люди хотят завести животное

Психологическое и социальное значение подобного рода хобби достаточно велико. Заботясь о животных, люди делают свой досуг богаче, отвлекаются от тревог и стрессов, присущих современному миру. Для одинокого человека его питомец становится настоящим другом; в детях воспитывается ответственность за судьбу живого существа, а уход за зверьком приучает их к труду. Желая завести животное, человек получает возможность реализовать свой творческий потенциал, например, в процессе работы по выведению новых пород.

Чтобы добиться успеха в этой области, прежде всего, необходимо иметь знания, практический опыт. Хорошим подспорьем может быть и соответствующая справочная литература.

Причины, побуждающие людей завести животное

Выбирая, какое животное завести дома, городские жители в большей степени отдают предпочтение диким млекопитающим. Что вполне объяснимо. Жизнь горожан протекает среди многоэтажных построек и городского шума. Многие почти сутками находятся в "четырех стенах": во время работы - в производственных помещениях, учреждениях, вне работы - в собственных квартирах. В городах сильно загрязнена окружающая среда, очень беден растительный и животный мир. Поэтому человек, являясь неотъемлемой частью природы, будучи тесно связан с ней невидимыми "нитями", на протяжении всей жизни ощущает потребность в общении с живыми существами. Это и побуждает современного горожанина выезжать в свободное время на охоту, рыбалку, по грибы и ягоды, отдыхать у водоемов, совершать походы за город. Однако такие выезды связаны с проблемой транспорта. Переполненные вагоны электропоездов и автобусов омрачают радость от общения с природой. Кроме того, выезды за город требуют много свободного времени, а его как раз у горожан и не хватает. Престарелым и больным людям подобные "походы" практически недоступны.

Чтобы выйти как-то из этого положения, некоторые покупают дачу с земельным участком и все лето проводят на лоне природы: занимаются цветоводством и огородничеством, находя в этом не только увлечение, но и полезное применение своих сил и знаний. Другие предпочитают завести животное в домашнем зооуголке. Это не требует большого труда и много сил, а кормление значительных денежных затрат. При ежедневной уборке клеток на уход за животными не тратится много времени и зверьки своим присутствием не ухудшают санитарно-гигиенические условия в жилом помещении.

Желая завести животное, человек стремится расширить свой кругозор

завести домашнего питомца

Живые существа в доме дают человеку возможность проводить досуг интересно, увлекательно, отрешиться от повседневных забот и одиночества, положительно влияют на самочувствие, воспитывают бережное отношение к миру животных и птиц, окружающей среде. Вся прелесть содержания млекопитающих и птиц в доме состоит в том, что они очень быстро перестают бояться человека, становятся ручными, легко идут на зов хозяина.

завести домашнего питомца

Зооуголок в квартире, доме - это лаборатория, в которой вы будете изучать психику, повадки своих питомцев, заниматься их дрессировкой, вести племенную и селекционную работу, наблюдать такие общебиологические процессы, как брачное поведение самца и самки, выкармливание и уход за детенышами, их рост и развитие до достижения самостоятельности, возникновение рефлексов и многое другое. Полученные в результате наблюдения знания особенно полезны школьникам, изучающим зоологию и биологию. Они глубже усваивают предмет, лучше успевают.

Уход за животными требует соблюдения мер безопасности

При общении с животными и птицами необходимо соблюдать личную гигиену, после уборки клеток обязательно мыть руки и лицо горячей водой с мылом, регулярно проводить дезинфекцию оборудования и помещения.

Прежде чем завести животное или птицу в квартире, необходимо учесть следующее: живущие в природе, они могут быть заражены опасными для человека инфекциями, поэтому отлов их необходимо предварительно обсудить со специалистами службы санитарно-эпидемиологического надзора. Лучше всего диких зверей - песчанок, хомячков, морских свинок и других, приобретать в лабораториях научных учреждений или зоомагазинах, куда они поступают после карантина и обязательного контроля на таможне, если завозятся из других стран.

 
Морская свинка ( Cavia porcellus)
 
 
Распространение Предполагаемые предковые формы живут в Перу (Южная Америка)
Содержание и уход Морские свинки — хорошие домашние животные, доверчивые и добродушные. Морских свинок можно приучить откликаться на кличку. Мурлыкают и издают различные звуки при поглаживании. Любят сидеть на руках. Для морских свинок опасны падения даже с маленькой высоты. Морские свинки издают различные звуки. Каждый звук имеет своё обозначение.
 
Беременные морские свинки, долгое время находящиеся без самца, а в редких случаях и самцы издают чирикающий звук, напоминающий пение птицы. Могут чирикать от 2-15 минут, обычно в тёмное время суток. Достаточно редкое явление. Самцы при ухаживании издают урчащий звук, брачную песню. Похожий звук издают доминантные свинки, живущие в компании сородичей, показывая, кто тут главный.
 
Клетку нужно чистить 1-2 раза в неделю. Для подстилки лучше всего использовать прессованные опилки (по углам клетки) и стружку средней фракции. Некоторые свинки часто жуют опилки. Продолжительность жизни морских свинок в среднем — около 7-8 лет. Известны долгожители, прожившие 15 лет.
 
Размножение Беременность морской свинки длится от 60 до 70  дней. Рождаются 2-5 детёнышей. За несколько дней до окота самца нужно поместить в отдельную клетку, иначе он может съесть поросят. За потомством ухаживает только самка. Поросята становятся самостоятельными в возрасте 1 месяц, в возрасте 5-6 месяцев они становятся половозрелыми, готовыми к воспроизводству. При разведении морских свинок детёнышей можно оставлять с самкой до 1,5-2 месяцев, после чего отсадить молодое потомство отдельно по половому признаку, а самца подсадить обратно к самке. Пара даёт потомство 2-3 раза в год. Частая половая охота сокращает продолжительность жизни самки. Вместе с тем морские свинки, живущие парами, чаще отличаются долголетием по сравнению с одинокими особями.
 
Питание Основной корм морских свинок — качественное сено, оно должно быть у них в свободном доступе как зимой, так и летом. По причине особого строения пищеварительной системы свинки потребляют пищу часто и маленькими порциями. Сено способствует нормализации работы пищеварительного тракта, кроме того благодаря сену должным образом стачиваются зубы. На втором месте зерновой корм или комбикорм — специальные смеси для свинок, продающиеся в зоомагазинах и на зоорынках. Морским свинкам свойственно переедание. Следует внимательно читать рекомендации по кормлению, указанные на упаковках с готовым кормом. Комбикорм нужно разводить зерновым или готовым гранулированым кормом, следуя процентному соотношению. Сено и сухой корм лежат в клетке круглосуточно. На третьем месте — сочные корма (яблоко, салат, зрелая морковь, свекла и проч.). Вопреки расхожему мнению, белокочанную капусту свинкам давать можно. Она им даже необходима. Осторожнее надо быть с покупной пророщенной травой. Сладкие фрукты, ягоды свинкам давать лучше как лакомство. Летом свинок кормят травой наравне с овощами. Сено при этом тоже находится в клетке. Также дома можно проращивать овёс, пшеницу, горох, кукурузу. Одна из особенностей организма морской свинки в том, что аскорбиновая кислота в нём не вырабатывается. Зверьки получают её с сочными кормами, а при заболевании аскорбиновую кислоту необходимо выпаивать дополнительно. Добавлять витамин C в питьевую воду не очень правильно, так как аскорбиновая кислота, будучи растворенной в воде, теряет на свету свои свойства. В клетках у морских свинок обязательно должна быть установлена поилка с чистой водой — даже если кажется, что животное не пьёт. Если в клетке проживает одна свинка, то объём поилки должен быть от 250 мл. Беременные и кормящие самки пьют больше жидкости. Воду нужно менять ежедневно. При питье кусочки пищи попадают в носик поилки, и вода быстро портится. Следует размещать в клетке минерально-солевые камни, которые помогают морским свинкам восполнить недостаток солей и минералов. Минерально-солевые камни должны располагаться над уровнем глаз морской свинки и обязательно рядом с поилкой. Морские свинки — травоядные, поэтому продукты животного происхождения (в том числе молоко) им давать не стоит. Взрослые морские свинки не усваивают лактозу, что может привести к расстройству пищеварения. Не следует также кормить морских свинок сырым или жареным мясом, вареными овощами, кашами. Некачественный корм, равно как и резкое изменение состава корма, могут вызвать у свинок расстройство пищеварения и даже привести к смерти. Не нужно запрещать морским свинкам поедать помёт. Витамины групп В и К усваиваются у них только при повторном прохождении по пищеварительному тракту. Таким образом, поедание помёта необходимо морским свинкам, чтобы быть здоровыми. При нарушении пищеварения следует развести 2-3 катышки водой и выпаивать морскую свинку из инсулинового шприца для нормализации микрофлоры, особенно при антибиотикотерапии.

Черепаха красноухая

 
 
Красноухая черепаха (Trachemys scripta)
 
Красноухая черепаха широко распространена. Её ареал охватывает США от юга Виргинии до севера Флориды и Канзаса, Оклахомы и Нью-Мексико на западе, Мексику, всю Центральную Америку, северо-запад Южной Америки (северКолумбии и Венесуэлы). Вид интродуцирован на юг Флориды, Аризону, Гваделупу, Израиль, некоторые страны Европы (в частности, в Испанию) и ЮАР.
 
Обитает в мелких озерах, прудах и других водоёмах с низкими, заболоченными берегами. Ведёт относительно малоподвижный образ жизни. Крайне любопытны. Если черепаха сыта, она вылезает на берег и греется под солнечными лучами. Если голодна, то неспешно плавает в поисках пищи. При температуре воды ниже +18 °C черепаха становится вялой, у неё пропадает аппетит. Черепаха способна заметить опасность на расстоянии 30—40 м, после чего молниеносно соскальзывает в воду.
 
Для взрослой красноухой черепахи нужен аквариум на 100—150 литров. Суша должна занимать не менее 25 % площади аквариума. Желательно построить идущий ото дна наклонный берег с грубой, но не царапающей поверхностью. На суше можно насыпать грунт (гравий) или землю при условии, что он не будет ссыпаться в воду. Уровень воды должен быть не менее ширины панциря черепахи, что позволит ей перевернуться, если она по какой-либо причине окажется на спине.
 
Содержание
Вода должна быть чистой и тёплой (22—28 °C), и не должна опускаться ниже 20 °C (для этого зачастую необходима установка обогревателя). Необходимо отстаивать воду. Воду следует менять по мере загрязнения, не реже одного—двух раз в неделю. Возможна установка электрической помпы с фильтром, которая не исключает регулярную смену воды. Кроме того, необходимо установить лампу накаливания и источник дозированного ультрафиолетового излучения. Черепахам-производителям рекомендуется давать летом возможность греться на солнце.
 
Кормление
В неволе красноухих черепах кормят ракообразными (креветками), моллюсками (мелкими пресноводными и аквариумными улитками, филе кальмара), червями (земляные черви, трубочник), насекомыми и их личинками (например, мотылём), головастиками, лягушатами, кусочками мяса и рыбой. Также хорошо едят кусочки печени. Из растительной пищи можно давать шпинат, листья салата, капусты, одуванчика, а также водные растения (ряска, морская капуста, элодея, анахарис, спирогира, эдогониум, водная жеруха и др.). Можно приготовить кормовую смесь на основе желатина или агар-агара (так называемый «черепаший холодец»). Молодых черепах (до 2 лет) следует кормить ежедневно. Взрослых — не чаще 2—3 раз в неделю. Кормить черепах лучше примерно в одно и то же время, они быстро привыкают к месту и времени кормления. Количество пищи должно быть такое, которое они могут съесть за полчаса.

    

  В 1918 году в дачном пригороде Москвы, Сокольниках, взяло старт юннатское движение, охватившее впоследствии всю страну. Меняются идеологии, уходят в небытие политические партии, но движение пытливых исследователей и защитников природы остаётся. Без преувеличения можно сказать, что юннатское движение выдержало проверку временем. Есть, оказывается, вечные ценности в нашем быстро меняющемся мире.

   Ядром сети юннатских учреждений уже более 90 лет является Федеральный детский эколого-биологический центр (ранее - Биологическая станция юных натуралистов им. Тимирязева - Центральная станция юных натуралистов). Центр осуществляет взаимодействие более чем с 400 учреждениями дополнительного образования детей эколого-биологической направленности (Станции юных натуралистов, Эколого-биологические центры и др.) регионального и муниципального уровней, составляющих основу системы дополнительного эколого-биологического образования детей.

История развития юннатского движения

    Зарождение юннатского движения в нашей стране и его развитие тесно связаны с историей Центральной станции юных натуралистов.

      У истоков создания Биологической станции любителей природы стоял Иван Васильевич Русаков, детский врач по профессии. После Октябрьской революции он стал председателем Совета рабочих депутатов Сокольнического района и вместе с преподавателем естествознания Борис Васильевич Всесвятский взялся за организацию в Сокольниках, в лесном массиве, станции для городских детей. Для размещения станции Сокольнический райсовет предоставил ей реквизированную купеческую дачу на Ростокинском проезде (Голубая дача). Штат Биостанции состоял из трех человек: заведующего, помощника и сторожа".

    В мае 1918 года в Сокольниках появилось объявление, приглашающее детей записываться постоянными практикантами на Станцию юных любителей природы, на которое откликнулось 17 детей. В первое время каждый практикант под руководством педагогов Станции индивидуально вел в природе и на территории учреждения наблюдения, которые были ему интересны - над птицами, животными, насекомыми, растениями. 15 июня 1918 года сотрудники Станции для своих практикантов и всех желающих провели первую, официально организованную экскурсию. Это дата стало официальной датой организации в Сокольниках первой Станции юных любителей природы (БЮН), в последствии выросшей в Центральную биостанцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева. С созданием этого первого учреждения внешкольного образования и воспитания детей в нашей стране было положено начало юннатскому движению.

      Работа Станции в первые годы проходила под лозунгом "Ближе к природе!". Главными факторами воспитательного процесса на Станции считались: соприкосновение с живой природой, самостоятельные наблюдения и опыты, участие в общем физической труде, пользование специальной литературой, общественно полезная работа, участие в пропаганде натуралистических знаний. В апреле 1919 года при Станции была открыта летняя школа-колония с общежитием на 35 человек. 

      В сущности, школа при Биостанции выросла из кружка натуралистов. Кружок состоял из двух секций - младшей натуралистической и старшей - исследовательской. Исследовательская секция имела в своем составе ряд рабочих групп: опытники - испытание сортов и агротехника, группа по изучению малярийного комара, Бюро защиты растений, куроводы, пчеловоды, рыбоводы, звероводы, метео-фенологи. Кружок юннатов при Биостанции стал первой юннатской организацией в стране. Юннаты станции не только сами хорошо и дружно работали, но и активно пропагандировали натуралистические знания, проводя собрания кружка юных натуралистов с открытыми докладами о проведенных наблюдениях, а также выделяя из своих членов "летучие отряды". Там, где кружков не было, "летучие отряды" помогали их создавать. В 1922 году 25 кружков юных натуралистов практически работали под ее руководством. В те годы одна за другой создавались станции юных натуралистов - в Малаховке, в Орехово-Зуево, в Реутове, в Ленинграде. Юннатское движение быстро распространялось по всей стране, захватывая все большее и большее число юннатов, вовлекая их в активную, творческую натуралистическую работу, работу по увлечению, работу по призванию. К 1924 году в республике насчитывалось уже 259 кружков юннатов в Москве, Омске, Архангельске, Одессе и в других городах.

    Военные годы характеризовались общим подъемом патриотического энтузиазма юннатов всей страны. Десятки тысяч юннатов в эти годы овладели техникой работы на земле, на сельскохозяйственных машинах и заменили собой и ушедших на фронт и не вернувшихся с войны сельских механизаторов. В годы войны большую работу проводят юннаты по сбору дикорастущих лекарственных трав и хозяйственно полезных растений, по сбору картофеля. Работа Центральной станции продолжалась, появились первые публикации.

     Еще в военные и, особенно, в послевоенные годы юные натуралисты широко развертывают работу по восстановлению и развитию садоводства и озеленению, вовлекая в нее других пионеров и школьников. В 1949-1950 годах обозначалась тенденция, все более полного подчинения юннатского движения учебно-воспитательным целям школы.

     К концу 50-х годов перед школой достаточно остро встала задача: она должна была давать юношам и девушкам не только хорошее общее образование, но и серьезно готовить их к трудовой деятельности. Основной базой для получения первоначальных трудовых навыков в области сельского хозяйства для учащихся пионерского возраста должны были стать школьные учебно-опытные участки. Для юннатского движения это являлось новым этапом. Теперь на школьных учебно-опытных участках юные натуралисты, показывая пример всем учащимся, знакомились с важнейшими отраслями сельскохозяйственного производства, постигали и осваивали методы выращивания высоких и устойчивых урожаев главнейших сельскохозяйственных культур. Часто юннаты на своих учебно-опытных участках проводили эксперименты с сельскохозяйственными культурами по заданию научно-исследовательских институтов и опытных станций. Весьма интересные и практически значимые эксперименты проводились не только юннатами-растениеводами, но и юннатами-животноводами.

      В 70-х годах XX века широкое развитие получила экология человека или социальная экология. Она изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Экология человека включает в себя различные социологические, экономические, географические и другие аспекты: экологию города, техническую экологию, экологическую этику.

   В 80-е годы регулярно и с большим подъемом проходили Всероссийские слеты членов ученических производственных бригад и Всероссийские конкурсы школьников по сельскохозяйственным профессиям, а также Всероссийские слеты членов школьных лесничеств и юных друзей природы. В 1981 году в Российской Федерации насчитывалось более 16 миллионов юных друзей природы - членов Всероссийского общества охраны природы. Работало 98 тысяч отрядов "зеленых патрулей", 16 тысяч "голубых патрулей". Более 313 тысяч учащихся были объеденены в 6,7 тысяч школьных лесничеств.За школьными лесничествами в РСФСР на конец 1985 года было закреплено 2,1 миллиона га леса.  Эти годы характеризовались общей тенденцией усиления и ускорения поступательного развития всего юннатского движения в стране. Динамично развивалась и вся система СЮН и ЭБЦу эколого-биологической направленности.

    Юннатское движение в 90-е годы и в конце 20-го века характеризовались, в основном, двумя крупными процессами: "экологизацией" юннатского движения и переходом внешкольной работы в дополнительное образование детей. Переход внешкольной работы в дополнительное образование детей был процессом постепенным и проходил, в основном, в два этапа. Первый этап 1992-1996 годы. Это был аналитико-проектировочный этап преобразования внешкольной работы в дополнительное образование детей. За эти годы решались следующие, основные задачи: разработка теоретико-методологических основ и нормативно-правовой базы дополнительного образования детей, определение государственной политики в области дополнительного образования, анализ и классификация действующих примерных программ дополнительного образования, определение показателей для лицензирования учреждений дополнительного образования детей, поддержка инновационных процессов и моделирование новых видов учреждений дополнительного образования. Второй этап 1997-2000 годы. В это время осуществлялся технологический этап. Его основными задачами являлись: освоение и коррекция нормативно-правовой базы дополнительного образования, конкретизация функций, принципов, целей, задач деятельности учреждений дополнительного образования, разработка программ развития образовательных учреждений и методик анализа эффективности их деятельности, создание федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования детей.

2017 - год экологии в России!

Рады Вас приветствовать!

г.Рязань, ул. Свободы д. 2-б,
тел: (4912)27-58-72
Создание сайта -
дизайн-группа “Галактика”